Банк заданий

Шахматная викторина

 На занятиях по истории шахмат учащиеся не только узнают интересную информацию о происхождении, развитии, распространении шахмат, но и могут проверить свои знания, отвечая на вопросы «Шахматной викторины». Данные задания можно также включить в сценарий шахматного праздника для детей.

 - Какое количество клеток на шахматной доске?  64

- Какая шахматная фигура ходит по диагонали? Слон

- Какие фигуры участвуют в рокировке?  Король и ладья

- ?! - это условное обозначение... Сомнительного хода

- Кто сконструировал шахматные часы?  Т. Уилсон

- Как называется заключительная фаза шахматной партии?  Эндшпиль

- Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом? Два

 -Название какой игры в переводе с персидского языка означает «властитель умер»?(Шахматы.)

 -Какую страну считают родиной шахмат?(Индию.)

 -Верно ли, что на Руси шахматы были включены в перечень запрещённых игр.

(Да. На Руси шахматы появились в IX-Х вв. Несмотря на противодействие церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением»,  они всё же пользовались огромной популярностью.)

 -Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Этому способствуют три совершенно необходимых условия – качества, в которых они традиционно сильны: математика, музыка и ... Назовите третье.(Шахматы.)

 -Самый умный вид спорта – это…(Шахматы.)

 -В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена?(Шахматы.)

 -Какие девушки-спортсменки внимательнее всех следят за своими фигурами?(Шахматистки.)

 -Какую фразу гоголевского Чичикова можно  часто услышать от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.(«Давненько не брал я в руки!..»)

 -Не только поисковая, геолого-разведочная, политическая, оперная, но и шахматная.(Партия.)

 -Не только первое выступление артиста на сцене, но и начальная стадия шахматной и шашечной партии.(Дебют.)

 -Какое слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов, музыкантам, художникам, но и шахматистам?(Этюд.)

 -Как называется игровое шахматное поле?(Доска.)

 -Как называют партию по быстрым шахматам?(Блиц.)

 -Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно?(Три.)

 -Удел шахматного тугодума – это… Что?(Цейтнот.)

 -Какой шахматной фигуре можно объявить шах?(Королю.)

 -Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной?(Слон.)

 -Какая шахматная фигура носит название непарнокопытного животного?(Конь.)

 -Назовите самую «грамотную» шахматную фигуру.(Конь, он ходит буквой «Г», а значит, её знает.)

 -Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры?(Конь.)

 -На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход?(На 7.)

 -Назовите шахматную фигуру, нападающую из-за угла.(Конь.)

 -Охранитель шахматных диагоналей – это…(Слон.)

 -Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол.(Тура.)

 -Как по-другому называют шахматную ладью?(Тура.)

 -Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию?(Пешкой.)

 -Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «Q»?(Ферзь.)

 -Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «P»?(Пешка.)

 -Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии?(Восемь.)

 -Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?(Белого.)

 -Фигуры какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали?(Чёрного.)

 -Первым ходом даже гроссмейстер может сдвинуть с места только пешку и эту фигуру. Какую?(Коня.)

 -Шахматную вилку чаще всего ставят с помощью этой «коварной» фигуры: угрожает сразу двум, а не могут ответить тем же.(С помощью коня.)

  - Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский мат?(Ферзь, или королева.)

 -Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях?(0,5 – пол-очка.)

 -При каком исходе партии в шахматном турнире игроки получают по пол-очка?(Ничья.)

 -В боксе – нокдаун, а в шахматах – … (Шах.)

 -Сколько циферблатов имеют шахматные часы?(Два.)

 -Сколько клеток насчитывается на самой короткой диагонали шахматной доски?(Две.)

 -В какой спортивной игре существует термин «гамбит»?шахматах.)

 -Гамбит – это вариант начала шахматной партии или её окончания?(Начала.)

 -Что приносят на алтарь шахматного гамбита?(Жертву.)

 -Сколько видов рокировок существует в классических шахматах?(Два.)

 -Сколько рокировок может сделать шахматист в ходе одной партии?(Одну.)

 -Вы, конечно, знаете секундантов как свидетелей дуэли. А вот в 1935 году появилась вполне официальная профессия секундантов. Сейчас в мире их несколько десятков. Чем же они занимаются?

(Это помощники ведущих шахматных гроссмейстеров.)

ТЕСТ " ШАХМАТНЫЙ ГЕНИЙ"

 -Когда отмечается Международный день шахмат?

а) 22 июня;                                             б) 20 июля;

в) 10 ноября;                                          г) 12 декабря.

  -Что можно сказать о шахматисте?

а) Ходит сидя;                                       б) Бежит лёжа;

в) Ползает стоя;                                     г) Плывёт летая.

  -Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам?

а) Дебют;                                                 б) Рашпиль

в) Гамбит;                                               г) Эндшпиль.

(Это напильник.)

 -Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?

а) Отобрал корону;                             б) Свергнул с трона;

в) Вырвал мантию;                               г) Выхватил скипетр.

  -Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.

а) Конев;                                                 б) Слонов;

в) Пешков;                                             г) Королёв.

 -Кто из российских поэтов жил в Шахматово?

а) Лермонтов;                                         б) Есенин;

в) Блок;                                                   г) Некрасов.

(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока.)

 -Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 1972-1991 годах?

а) «Пешка»;                                            б) «Ферзь»;

в) «Королева»;                                     г) «Ладья».

(«Куин»/ Queen «Королева».)

  -Из скольких  клеток состоит шахматная доска?

а) 32;                                                        б) 64;

в) 81;                                                        г) 100.

 -Какой шахматной фигуры не существует?

а) Пешка;                                                 б) Король;

в) Конь;                                                   г) Дама.

  -Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку?

а) Один;                                                  б) Два;

в) Три;                                                     г) Четыре.

(Так же, как и белые.)

 -Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?

а) Чёрный король;                                 б) Чёрная пешка;

в) Белый ферзь;                                     г) Белый слон.

 -Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?

а) Конь;                                                  б) Ферзь;

в) Пешка;                                                 г) Слон.

 -Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?

а) Слон;                                                   б) Ладья;

в) Конь;                                                  г) Ферзь.

 -Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) Лопатка;                                              б) Вилка;

в) Ложка;                                                 г) Нож.

  -В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?

а) Ферзь;                                                 б) Король;

в) Конь;                                                   г) Слон.

 -Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?

а) Проходная;                                       б) Пробивная;

в) Пронырливая;                                   г) Козырная.

 

 -Как называется середина шахматной партии?

а) Миттельшпиль;                              б) Гамбит;

в) Цугцванг;                                           в) Мидлтайм.

 -Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?

а) Правой;                                               б) Левой;

в) Любой;                                                г) Той, которой сделали ход.

(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)

 - Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира?

а) Экс-чемпион;                                  б) Претендент;

в) Делегат;                                            г) Кандидат.

- К какому виду программ относятся компьютерные шахматы?

а) Шутеры;                                           б) Квесты;

в) Стратегии;                                       г) Симуляторы.

  -Кто победил первого чемпиона мира по шахматам?

а) Э. Ласкер;                                      б) А. Алёхин;

в) Х.Р. Капабланка;                            г) М. Эйве.

  -Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам?

а) Алёхин;                                         б) Карпов;

в) Крамник;                                        г) Смыслов.

  -Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?

а) Михаил Таль;                                 б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;                          г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)

  - Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?

а) Гарри Каспаров;                           б) Марат Сафин;

в) Владимир Крамник;                     г) Руслан Пономарёв.

 -Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону?

а) Борису Спасскому;                       б) Тиграну Петросяну;

в) Василию Смыслову;                    г) Анатолию Карпову.

 

ШАХМАТНАЯ ОЛИМПИАДА для 1 - 2 класса
1. Сколько чёрных полей в одной горизонтали шахматной доски? Варианты ответов: А – 2 Б – 4 В – 8 
 2. Сколько белых полей в любой чёрной диагонали шахматной доски? Варианты ответов: А – 8 Б – 4 В – 0 
 3. Сколько белых полей в центре шахматной доски? Варианты ответов: А – 2 Б – 4 В – 0
 4. Сколько белых пешек расположено на одной вертикали? Варианты ответов: А – 8 Б – 4 В – 1 5. Сколько чёрных пешек расположено на седьмой горизонтали? Варианты ответов: А – 8 Б – 1 В – 0 
6. Какая из фигур может перепрыгивать через другую фигуру или пешку? Варианты ответов: А – Конь Б – Ферзь В – Ладья 
 7. Сколько всего диагоналей на шахматной доске? Варианты ответов: А – 8 Б – 26 В – 0 
 8. Как называется нападение на короля, от которого нет защиты? Варианты ответов: А – Шах Б – Мат В – Пат 
9. Как называется ход коня, после которого под боем оказывается две фигуры противника? Варианты ответов: А – Ложка Б – Нож В – Вилка 
10. Как называется нападение на короля, от которого можно защититься или уйти? Варианты ответов: А – Шах Б – Мат В – Пат
      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Шахматы - наука для ума"
 
СОДЕРЖАНИЕ 

1.Введение.
 Актуальность___________________________3
 2.Основная часть___________________________________4 
 2.1. Из истории развития шахмат____________________4 
 2.2. Разновидности шахмат_________________________5
 2.3. Развитие шахмат на Руси_______________________6 
3. Теоретическое исследование пользы игры в шахматы__ 7 
4. Анкетирование___________________________________9 
5. Практическая часть_______________________________12 
6.Результаты, выводы исследовательской работы________13
 7. Заключение______________________________________14
 8.Список литературы________________________________14 
9.Приложение _____________________________________ 15

I. Введение

       Наша исследовательская работа посвящена шахматам. Вот уже третий год  в нашей школе есть объединение по интересам «Шахматы» .Но многие ребята  считают, что оно бесполезно, поэтому мы решили выяснить ,какую пользу приносят человеку занятия шахматами.

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют именно шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
      Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание  во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.

Актуальность:

     В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления,  воспитанию воли.

Объект исследования: учащиеся нашего класса, умеющие и не умеющие играть в шахматы.

Предмет исследования: ШАХМАТЫ как средство воздействия на интеллектуальное развитие школьника.

Гипотеза: обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала школы.

 Цель:

1. Выявить знания и наличие интереса к игре в шахматы у ребят нашего класса.

2. Доказать позитивное влияние шахмат на развитие школьников.

Задачи:

1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.

2. Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.

3. Воспитывать потребность в здоровом и интересном образе жизни.

Методы исследования:

 - изучение специальной литературы;

- анализа научной литературы;

 - анализ и обработка информации;

- ознакомление и анализ источников;

- качественного и количественного анализа результатов анкетирования;

- сделать выводы на основании изученного материала.

Практическая значимость исследования: результаты исследования можно использовать в учебной и общественной деятельности при работе в группе, классе.

II.Основная часть

 2.1 Из истории развития шахмат.

Слово шахматы в переводе с персидского языка означает властитель умер. Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и чёрного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника. Когда и где зародились шахматы? Хотя точных сведений на этот счёт нет и имя изобретателя неизвестно, тем не менее, можно считать, что шахматы появились в Индии примерно полторы тысячи лет назад.

     Шахматы — древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас — одна из наиболее распространенных настольных игр.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии — чесс (chess), в Испании — ахедрес (el axedres), в Германии — шах (Schach), в о Франции — эшек (echecs).

         Русское название происходит от персидского "шах мат" — властитель побежден, хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

         Существует также и легенда: «Когда индийский царь Шерам впервые познакомился с шахматами, он был восхищён их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрёл игру, является его поданным, царь позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку.                       

                                                                                                        

                             Властелин мечтаал выполнить любую просьбу мудреца и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски - одно зерно, на второе - два, на каждое последующее вдвое больше зёрен, чем на предыдущее. Царь приказал побыстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду.

   Счетоводы сообщили своему господину, что его повеление невыполнимо: такого количества зерна просто не было не только во всей Индии, но и на всей земле. Для выполнения этой скромной просьбы мудреца потребовалось бы 280 000 лет подряд собирать весь выращенный урожай в Индии или же в течение 8 лет засеивать и собирать зерно со всей поверхности Земли. А если построить амбар дня него высотой четыре и шириной десять метров, то он был бы длиной в 300 000 000 километров, или от Земли до Солнца и обратно. Зёрен потребуется 18.446.744.073.709.551.615». Этого количества не могло во всей Индии. Так звучит одна из самых древних и красивых историй о зарождении   шахмат. 

2.2 Разновидности шахмат.

В настоящее время в мире существует несколько десятков разновидностей шахмат, дошедших до наших дней. О наиболее интересных из них кратко расскажу:

Боевые шахматы. Можно расставить в произвольном порядке фигуры на своей половине доски. После этого две половинки доски сдвигаются, и начинается битва!

Цилиндрические шахматы. Вариант игры в шахматы, в котором игровая доска считается развёрткой цилиндра. Единственное различие находится между вертикалями «а» и «h» — они «связаны», таким образом игрок может использовать их, как будто вертикаль «а» была бы рядом с вертикалью «h» (и наоборот).

Шахматы на круглых досках. Игрались на круглой (кольцеобразной) доске периметром 16 клеток и шириной 4 клетки. Фигуры ходили по правилам шатранжа: слон перескакивал одну клетку по диагонали, пешки первый ход выступали только на одну клетку вперед (превращения пешек в фигуры не было), ферзь ходил только на одну клетку по диагонали, напоминая слона в обычных шахматах.

     Чатуранга – древнеиндийская игра, это битва с участием четырёх видов войск, которыми руководил предводитель (раджа). Войска располагались по углам 64-клеточной прямоугольной доски (аштапады); в игре участвовали четыре человека, по-видимому, по 2 партнёра с каждой стороны. Ходы почти всеми фигурами совершались в чатуранге так же, как и в современных шахматах, только слон ходил иначе - на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как конь) через фигуры.                                              

 Шахматы махараджа - игра имеет новую фигуру по имени Махараджа,   которая объединяет короля, ферзя и коня. Это означает, что ходит Махараджа как ферзь и рыцарь вместе, не может переместиться на клетку, которая находится под шахом (на эту клетку нападает фигура соперника), она должна просто походить или сбить фигуру соперника.

    Японские шахматы (Сёги, Shogi) - играется на доске 9x9. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король, 1 ладья, 1 слон, 2 золотых генерала, 2 серебряных генерала, 2 коня, 2 улана и 9 пешек. В отличие от западных шахмат все фигуры одного цвета и одной пятигранной формы. Принадлежность к игроку определены заголовками на фигурах.

    Шахматы Фишераправила как и в классических шахматах, за исключением первоначальной расстановки фигур и правил рокировки. Пешки расставляются, как в обычных шахматах. Расстановка фигур выполняется случайным образом, с условием, что два слона игрока должны занять разные по цвету клетки, а король должен стоять где-нибудь между ладьями. Чёрные фигуры ставят в точной зеркальной позиции к белым.

    Китайские шахматы (Сянцы, Xiangqi) - играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек.

    В работе представлена только часть видов шахмат. А сколько всего существует вариантов шахмат не сможет сказать никто — эта игра очень широко распространилась по планете, по мере распространения, она менялась в отдельных районах — добавлялись новые фигуры, ходы, менялся порядок расстановки фигур. Игра в «Гексагональные шахматы» протекает и вовсе на шестиугольной доске, клетки в ней также имеют шестиугольный вид.

    И по сей день изобретаются всё новые и новые виды шахмат. Вообще, почти во всех видах шахмат, правила не меняются, меняется только способ расстановки фигур, добавляются какие-либо новые фигуры. 

 

2.3 Развитие шахмат на Руси

Русская церковь всячески препятствовала распространению шахмат и вела с ними беспощадную борьбу (продолжалось это до середины XVII века). Шахматы считались “бесовской игрой”. Однако, несмотря на это, история этой игры в нашей стране продолжалась. В шахматы играли бояре, ремесленники, представители других слоев населения.

В Россию восточный вариант шахмат пришёл, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм в 820 году. Европейский вариант шахматной игры попал в Россию из Италии. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных.

 Умение играть в шахматы было обычным среди дипломатов. Шахматам уделяли внимание все русские цари, а Пётр 1 даже издал указ «… повелеваю ввести шахматы, которые служат для военных полезным занятием, для учёных приятным препровождением времени, а у всякого молодого человека развивает размышление и ум». В конце 18 и начале 19 века в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.                                                                        Шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Любили проводить время за шахматной доской Иван Грозный, Петр Первый, Алексей Михайлович,             Борис Годунов. Последний, согласно одной из версий, умер во время игры в шахматы. Переход от шатранджа к современным шахматам произошел в конце XVII – начале XVIII века. Этому способствовало укрепление

 культурных связей России и Европы. Во времена Петра Первого уже играли по новым правилам. Вообще, Петр Первый поспособствовал увеличению популярности шахмат. (приложение В)

Советский период

После революции 1917 года развитие шахмат в стране продолжалось. В 1920 году, несмотря на трудное время, в Москве состоялся первый чемпионат Советской России. В стране регулярно проводятся различные турниры. Количество шахматистов увеличивается. Если в начале 20-х годов их было не более 3000, то к началу 30-х их было уже около 500000. Появляются новые имена. Среди них – Михаил Ботвинник, который победил в 7-м чемпионате Советского Союза, прошедшем в 1931 году. Шахматы были включены в государственную систему развития физкультуры и спорта.

Несмотря на огромные потери нашей страны в Великой Отечественной войне, шахматный потенциал удалось сохранить. Ярким свидетельством тому был разгром американской команды в поединке (этот поединок состоялся по радио), который прошел в 1945 году. В следующем году команда США нанесла визит в Москву и снова была разгромлена.

Первым чемпионом мира, который прошел под эгидой международной шахматной федерации ФИДЕ, стал Михаил Ботвинник. Он был лучшим в 1948- 1957, 1958-1960 и 1961-1963 годах. После него до 1972 года титулом сильнейшего шахматиста планеты владели только представители СССР – Василий Смыслов (1957-1958), Михаил Таль (1960-1961), Тигран Петросян (1963-1969) и Борис Спасский (1969-1972 года). В 1972 году шахматная корона перешла к американцу Роберту (Бобби) Фишеру. Однако, после 1975 года на верху шахматного Олимпа были только советские представители. 

 

III. Теоретическое исследование пользы игры в шахматы

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие наших умственных способностей,  нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана множеством исследований и экспериментов.
Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры идет одновременная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат. Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исход игры, умение принимать решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.

    Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается,  и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют развитию памяти, внимания и активизации областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки. Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не про сто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможнестей.

Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти. Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно сильно в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта. Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом ,возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

 IV. Анкетирование и социологический опрос учащихся по теме «шахматы».

Цель: определить отношение детей к шахматам; выяснить, какое влияние оказывают шахматы на успеваемость и интеллект, на формирование характера ,на развитие логики и целеустремленности.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. В анкетировании приняли участие 50 человек - учащиеся с 1 по 8 класс.

Вопросы анкетирования:

1.Играете ли Вы в шахматы?

2.Считаешь ли ты, что шахматы развивают в человеке: упорство, волю к победе, интеллект , логическое мышление?

3.Хотел бы ты научиться игре или совершенствоваться в шахматной игре?

4.Что лично тебе дают шахматы и почему тебе нравится эта игра?

 5.Почему полезно играть в шахматы?  

6.Как ты думаешь, шахматы это спорт, игра, искусство или наука?

7.Ваше отношение к шахматам: положительное, отрицательное, нейтральное.

                           Результаты:

Вопросы анкеты

Ответы учащихся (% от всего количества уч-ся)

1. Играете ли Вы в шахматы?

Да -60%

Иногда -8%

Редко- 1%

Не играю-22%

2.Считаешь ли ты, что шахматы развивают в человеке:

Упорство-26%

волю к победе-10%

интеллект -40%

логическое мышление-24%

3.Хотел бы ты научиться игре или совершенствоваться в шахматной игре?

Да-88%

Нет-6%

Может быть-6%

 

4.Что лично тебе дают шахматы и почему тебе нравится эта игра?

Учат логически думать-40%

Спортивный азарт-10%

Помогают в учёбе-30%

Улушчают память-20%

5.Почему полезно играть в шахматы?

Улучшают зрение-4%

Умение видеть свои ошибки-28%

Учат проигрывать и выигрывать-50%

Сохранять спокойствие-18%

6.Как ты думаешь, шахматы это

 

Спорт-40%

Игра-40%

Наука-14%

Искусство-6%

7.Ваше отношение к шахматам:

Положительное-98%

Отрицательное-0%

Нейтральное-2%

 

Таблица 1

Выводы: в  анкетировании принимали участие 50 человек.  Играют в шахматы большинство учащихся, хотят научиться  – 11 человек. К самой игре шахматы у всех анкетированных отношение положительное. Большинство учащихся считают, что шахматы способствуют интеллектуальному развитию, учат логически мышление, помогают в учёбе. Проанализировав результаты , мы пришли к выводу, что большинство все - таки считает, что шахматы это игра.

 

 V. Практическая часть

У нас в школе работают 2 группы занятия по интересам «Шахматы»  . На протяжении трех лет ребята нашей школы становятся призерами школьных турниров, а также являются победителями районных соревнований по шахматам. Традиционными стали соревнования , которые проходят на областном уровне, где учащиеся нашей школы показывают хороший результат, с каждым разом совершенствуясь в шахматах. Практика показывает , что не только увлечены ребята , но и их родители деятельностью шахматного образования. Проводится много воспитательных мероприятий, целью которых является популяризация шахматного обучения.

Мы рамках исследовательской работы мы  провели опрос среди одноклассников и родителей . В опросе принимало участие 26 семей. Вот какие интересные результаты мы получили:

 

Вопросы уч-ся

да

нет

1. Знаете ли вы игру «шахматы»?

26

0

 2. Умеете ли Вы играть в шахматы?

9

17

3. Шахматы помогают лучше учиться?

24

2

4. Шахматы развивают логику и мышление?

20

6

5. Шахматы помогают в изучении математики?

26

0

6. Хотели бы Вы  обучиться (совершенствоваться) этой игре ?

25

1

Таблица 2

Вопросы для родителей

да

нет

1. Знаете ли вы игру «шахматы»?

26

0

2. Умеете ли Вы играть в шахматы?

5

21

3. Шахматы помогают лучше учиться ?

19

7

4. Шахматы развивают логику и мышление?

26

0

5. Шахматы помогают в изучении математики?

20

6

6. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок обучился (совершенствовался) этой игре ?

24

2

Таблица 3

Результаты опроса: мы видим, что и учащиеся, и их родители заинтересованы в обучении своих детей шахматам, так как считают эту игру интеллектуальной и развивающей.

Также мы попросили своего  учителя С.П. Ковалевскую   провести анализ успеваемости одноклассников, которые играют в шахматы и которые не умеют играть. По итогу мы убедились, что успеваемость детей, которые стали играть в шахматы стала выше , чем у тех, кто не играет.

Заключение

Изучая тему влияния шахмат на умственное развитие школьников и их успеваемость в школе, мы пришли к следующим выводам:

1 . Шахматы – не просто настольная игра для развлечения, а древняя серьезнейшая интеллектуальная игра со своими строго определенными правилами.

2. Логическое мышление, память, концентрацию внимания тоже можно тренировать и лучше всего в этом могут помочь регулярные тренировки игры в шахматы.

3. Хорошая память, способность логически рассуждать, самостоятельно мыслить - навыки, которые необходимы для лучшего усвоения школьной общеобразовательной программы, что мы смогли увидеть на примере наших одноклассников.

4. Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам.

5.Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны.

 6.Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.

7. А ученики, которые ответили «нет» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

В нашем классе немного ребят, увлеченных этой полезной игрой, но мы надеемся, что после нашего исследования их станет больше и наша успеваемость в классе улучшится, особенно по точным наукам, так как наша гипотеза верна.

Список использованной литературы

1. Приключения в Шахматной стране.: Сухин И.Г.: М. Педагогика, 1991 г.   

  2. Шахматный учебник. В. Пожарский.: Ростов н/Д: Феникс,2009 г.

  3.Гик. Е.Я. Шахматы и математика, -М.: Наука, 2000 г.

  4.Детская энциклопедия. Шахматы. Серия «Я познаю мир». М., 2005 г.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий