Итак, вы решили, что занятия шахматами – принесут пользу вашему
ребенку.
И решили правильно, этот именно так и никак иначе. Но как заинтересовать
ребенка шахматами?
Каждый человек индивидуален по своему восприятию, мотивам поведения. Ребенок не исключение.
Как известно, людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и
кинестетиков. По своему доминирующему каналу восприятия.
Визуалы (их большинство) лучше воспринимают зрительную информацию, аудиалы
на слух, кинестетики (относительная редкость) – на ощупь. Имеет значение,
конечно же, и возраст ребенка.
1. ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Некоторые люди и дети в особенности – подражают окружающим. Особенно
естественно родителям. И здесь возникает следующий
вопрос: Возможен ли личный пример?
Личный пример, как известно, — заразителен. Пример родителя
–многократно.
Многие великие шахматисты «заразились» шахматами именно таким образом.
Наблюдая за игрой отца со своим другом, а иногда и родителей между
собой.
Что происходило в этот момент в голове ребенка, — не извесстно, но
интерес к шахматам появлялся.
А если родитель не умеет играть в шахматы или просто не играет? Или плохо
знает правила?
Во первых, этому несложно научиться. Прочитав пару книг – где
решение подано комплексно: и самому научиться можно и ребенка научить. И
главное – как это сделать правильно.
На мой взгляд, личный пример – лучший способ заинтересовать ребенка,
научить его основным правилам игры и нехитрым приемам на практике.
Во вторых, есть и другие способы, которые можно выбирать в зависимости от
возраста и личных предпочтений восприятия ребенка. Пойдем по порядку:
2. РАССКАЗЫ
Для самых маленьких (года 3) можно рассказать историю, сказку, легенду.
Интересная история, рассказанная с душой не может не вызывать эмоционального
отклика. Позитивного конечно. А это вызывает интерес.
Например, можно рассказать легенду о зарождении шахмат (как мудрец зернышки
пшеницы раскладывал на клетках шахматной доски).
Вполне разумно разбить легенду на несколько частей и рассказывать не за
один присест. Чтобы подогревать интерес, чем все закончится. Это я так
думаю, здесь вы сами определитесь.
Истории и рассказы подойдут также детям, которые лучше воспринимают аудио
информацию, нежели визуальную. По крайней мере для начала чтобы, зародить
интерес.
3. КНИГИ
Существует огромное количество литературы для обучения детей.
Большинство из них написаны профессионалами, с учетом особенностей детского
восприятия.
Например: Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина.
Хорошим выбором будет книга Игоря Сухина: «Шахматы для самых
маленьких»
И еще очень хорошая серия книг для начинающих Елены Балашовой: «Шахматная
Азбука»
4. ПРОГРАММЫ
Можно также использовать достижения современной техники. Смартфоны
например.
Для андроида могу порекомендовать игру: «Динозавры учат шахматам»:
Если же абстрагироваться от аллегорий и изучать шахматы «в чистом виде», отличный выбор – эта программа: Шахматы. От простого к сложному:
5. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ
Несколько советов, призванных предостеречь от типичных ошибок при обучении детей шахматам:
-
Не спешите
Обучение штука поступательная. Сознательный интерес к игре может появиться не сразу. Вначале 10-15 минут в день будет достаточно. -
Не перегружайте
Пока рановато часами сидеть за шахматами. Всему свой черед. Придет время и ребенок, почувствовав интерес к игре и ощутив вкус первых успехов, будет сам осознанно и серьезно заниматься шахматами. -
Не заставляйте
Если привить интерес сразу не получается – не стоит заставлять. Лучше сделать перерыв и вернуться к идее обучения шахматам чуть позже. -
Не «бросайте в омут»
Серьезной ошибкой может быть преждевременное «отдавание» ребенка в шахматный кружок или секцию. Там большинство ребят уже познали азы шахматы, часто постарше.
Если ребенок буде постоянно проигрывать – это может подорвать его интерес к
изучению шахмат. Более того, он может стать объектом насмешек более старших
ребят, что уж совсем ни к чему.
Игра с реальными противниками, так или иначе необходима. В основе шахмат –
противоборство, и стремление к победе никто не отменял.
Однако, гораздо разумнее уровень подготовки «двести до кондиций»
совместными занятиями и индивидуальным обучением.
И ребенок будет под присмотром и обучение будет проходить поступательно под руководством профессионального тренера.
Родительское собрание на тему: «Учитесь играть в шахматы»
Цель: познакомить родительскую
общественность с работой детского объединения «Шахматы» и привлечь в него число
обучающихся.
Задачи:
- познакомить родителей с формами проведения
занятия и представить спектр возможностей использования игры в
развитии познавательных способностей;
- популяризировать шахматную игру;
- организовать здоровый досуг детей;
- расширить представления родителей об особенностях
шахматной игры;
- ознакомить с влиянием шахмат в формировании
подрастающего поколения.
Шахматы —
это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают
объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько
„ходов“ вперёд.
В.В.Путин, Президент России
Так как
формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание
шахмат способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный
характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
"Без
шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из
элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где
интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и
методов работы".
В.А. Сухомлинский
В настоящее
время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий,
особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться
в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические
выводы. Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине
безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру
такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
Шахматы –
самая точная игра, тут не может быть спорных моментов, везения или невезения.
Шах и мат, пожалуй, наиболее подходящее выражение победы, которое только можно
придумать.
Занятие
шахматами не только показатель умственного развития человека, но и инструмент
его совершенствования. Это настоящее испытание ума и превосходная возможность
для совершенствования аналитических способностей, стратегического мышления и
тактического исполнения, умения жертвовать малым ради достижения многого,
умения держать в голове большой объём информации, самообладания и даже
интуиции. Особенно ценно то, что шахматы учат нелинейному позиционному
мышлению.
Шахматы –
один из наиболее демократичных видов спорта: игроки могут соперничать между
собой независимо от возраста, пола, состояния здоровья.
К сожалению,не во всех школах дети
имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
Шахматы играют огромную роль в воспитании человека. Они вырабатывают умение
вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности,
смелости, хладнокровности, дерзости, настойчивости и изобретательности,
фантазии, а также формируют волю к победе в напряженной спортивной борьбе.
О роли
шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной
федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: « Шахматы - чуть ли не
единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма фиксации интеллекта
личности». Он же заявил: « Одной из задач ФИДЕ является развитие детских
шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». Благодаря
этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении
поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать
логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память,
учатся самодисциплине и т.д. Шахматная игра за последние
десятилетия значительно помолодела, что подтверждается удивительно
молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: Сергей Карякин (12 лет,
Украина), Магнус Карлсен (13 лет, Норвегия). Бу Сянчжи (13 лет, Китай), Руслан
Пономарёв (14 лет, Украина) и Теймур Раджабов ( 14 лет, Азербайджан) и других.
Обучение
игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не только
не отставать в развитии от своих сверстников, но и во многом опережать
их, поэтому отдавать ребёнка в шахматное объединение можно уже с
четырёхлетнего возраста. Именно в это время формируются основные навыки
письма, речи. Шахматы положительно влияют и на совершенствование детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Работа с
детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в
группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Занятия
многообразны по своей форме: игровые занятия, выполнение упражнений по
пройденной теме, конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного
типа на шахматную тематику, проведение анализа сыгранных партий. В объединении
занимаются дети младшего школьного и среднего школьного возраста.
В
объединение принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит
начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по
результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.
Теоретическая
работа с детьми проводится в форме бесед: анализируются сыгранные ребятами
партии, а также разбираются партии известных шахматистов. На каждом из занятий
прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой
отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе
предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать
сравнительную силу шахматных фигур и делать выводы. На
занятиях дети просматривают шахматные видео уроки.
Практические
занятия также разнообразны по своей форме – это и конкурсы по решению задач,
этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику,
игра с шахматным компьютером, игра в шахматное лото.
Построение
учебных занятий в форме интеллектуальных игр способствует развитию творческого
мышления юных шахматистов, умению грамотно вести дискуссию, аргументировано
отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по
общению, что в целом приводит к формированию рефлексивной деятельности,
основанной на логике доказательств.
Индивидуальные
занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением
программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение
материала быстрее и глубже остальных.
- В
использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную
совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных
команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый
год”, “День защитника отечества” и др.)
Данная
программа рассчитана на 3 года обучения и предусматривает занятия в течение
года – по 2 часу два раза в неделю. Программа дополнительного образования
«Шахматы» модифицированная, имеет физкультурно-спортивную направленность.
Цель
программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в
шахматы.
Задачи
программы
Достигается
указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной
игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного
поведения
Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам
- научить анализировать свои и чужие ошибки,
учиться на них, выбирать из множества решений единственное решение,
планировать свою деятельность, работать самостоятельно
- научить уважать соперника
Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание,
усидчивость и другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного
мышления, расширить представления об окружающем мир
Прогнозируемый
результат
Образовательная
программа «Шахматы » дает возможность получить общее представление об истории
шахмат и правилах игры. Обучающиеся приобретают практические навыки игры в
шахматы.
Работа
объединения ведётся по программе составленной в начале учебного года. Обучение
рассчитано на 3 года и предусматривает изучение учащимися материала по теории
шахмат, участие в соревнованиях. Я стремилась к достижению двух основных целей:
вести детей в увлекательный мир шахмат и научить играть. К концу учебного года,
все дети научатся играть партию от начала до конца в соответствии с правилами.
В то же
время в объединение «Шахматы» ведётся работа по правильной организации досуга
учащихся, воспитанию общественной активности у учащихся.
Сразу
заметить положительные черты не удастся, но со временем вы увидите, как ваш
ребёнок превосходит других детей в математике, геометрии и логике. Не все
дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Не каждый ребёнок,
научившийся играть в шахматы, станет гроссмейстером, но польза от этой игры
очевидна.
В 1798 году
Бенжамин Франклин очень здорово подметил: « Так же, как огранка алмаза
превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные
способности» Вдумайтесь, это же сказано более 200 назад!
Шахматы
очень помогают человеку в жизни! Они, очень нужны ребятам, их влияние даже если
не будет сиюминутным, то непременно скажется в будущем.
Библиография:
1. Гришин,
В.Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В.Г. Гришин. – М.: «Просвещение», 1991.
2.
Зенков, Г.М. Первый шах. [Текст] / Г.М. Зенков. – Прокопьевск: Изда-
тельско-полиграфическая Фирма «Пласт», 1993.
3.
Карпов, А. Учитесь шахматам. [Текст] / А. Карпов. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД»,
1997
4.
Гершунский, Б.С. Шахматы – школе. [Текст] / Б.С. Гершунский. – М., 1991. 10
5. Эстрин,
Я.Б. Теория и практика шахматной игры. [Текст] / Я.Б. Эстрин. – М., 1991.
Комментариев нет:
Отправить комментарий