Дидактические игры

 «Собери шахматную доску».

Задачи: Формировать умение у детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на планшете линии (по замыслу или заданию, чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля. Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре.

«Шахматный кубик». На гранях кубика наклеены шахматные фигуры, дети бросают кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпала на верхней грани кубика.

«Шахматный веер». Взрослый или ребенок показывает веер, а дети по очереди называют шахматную фигуру, изображенную на веере. Другой вариант - ребенок показывает одну фигуру на веере, а дети называют эту фигуру.

 «Волшебный мешочек». По очереди спрятать в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и попросить малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта можно позволить и ребёнку прятать фигуры, а взрослому угадывать, какая фигура в мешочке. Иногда взрослый «не угадает», и малыш с восторгом укажет на ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

 «Шахматный теремок». Сделать из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть 3 разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» “построить” – поднять.

 «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

 «Шахматная репка». Посадим «репку» – клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

 «Большая и маленькая». Поставить перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую, назвать её, отставить сторону. Потом ребенок выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

 «Запретная фигура». Перед ребёнком в один ряд поставить шахматные фигуры. По просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяться ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибаться». Если ребёнок не заметит ошибку, указать на неё.

 «Что общего?». Взять две любые шахматные фигуры и спросить у ребенка: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

 «Белые и чёрные». В беспорядке поставить на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставить в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет взрослый и т. д.

 «Угадайка». Загадать какую-нибудь шахматную фигуру и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку догадаться, что это за фигура. Использовать подсказки (похожа на..,, ходит ...) Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Взрослый закрывает глаза, берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно. Открыть глаза и спросить у ребенка: «Так?». Малыш поправляет. Затем поменяться ролями.

 «Школа». Перевернуть шахматную доску клетками вниз, в углубления поставить шахматные фигуры и сказать ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?».

 «Цвет». Попросить ребенка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяться ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставить там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить ошибку и указать на неё.

 «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; тур; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом взрослого и проконтролировать выполнение задания.

 «Пирамида». Попросить ребенка на белую туру поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

 «По росту». Попросить ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

 «Догонялки». Выбрать одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложить ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за фигурой, которую выбрал взрослый. Пусть шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяться ролями.

 «Прятки». Спрятать в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае есть риск остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

 «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры расставлены на столе. Предложить ребёнку посостязаться с взрослым в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

 «Над головой». Назвать какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

 «На стуле». Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают два игрока. Досчитать до трёх и на счет «три» игроки бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

 «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Убрать одну из фигур в коробку. Попросить малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

 «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложить ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

 «Угадайка». Взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. Когда названия всех шахматных фигур уже известны, можно переходить к освоению шахматной нотации. В этом тоже помогут дидактические игры 1. «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). 2. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. 3. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 4. «Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. 5. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 6. «Мяч». Взрослый произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Тура стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Дидактические игры на закрепление способа передвижения фигур.

 «Игра на уничтожение». Взрослый играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными).

 «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

 «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

 «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

 «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

 «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. 8. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

 «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

 «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

 «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

 «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными 2 полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

 «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.

 «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 «Два хода». Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с взрослым следующим образом: на каждый ход взрослого ребенок отвечает двумя своими ходами.

Перечень игровых упражнений

по приобщению  детей старшего дошкольного возраста   к игре в шахматы

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Сундучок". Ученики по одной вынимают из сундучка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля".Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.

"Рокировка". Дети  должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Игра “Шахматная шкатулка”. Дети поочередно вытягивают из шкатулки загадки, взрослый  их зачитывает, а участники отгадывают.

 «Шахматные слова». Дети по очереди называют шахматные слова. За каждое названное слово участник получает фишку.

Игра «Найди правильный ответ». Каждый участник получает игровое задание: объяснить и показать, как ходит и бьет названная шахматная фигура.

 «Кто быстрее соберет доску из горизонталей и вертикалей» Игра-соревнование для нескольких участников

 «Помоги найти домик» Участники  «расселяют» предложенные фигуры на шахматной доске

«Построй шахматную доску из кубиков» Творческое задание с использованием строительного  игрового  материала

«Найди адрес для фигурки» (например: на доске разместить фигурку по адресу  С5,В7….)

«Найди и назови линии шахматной доски»  На нераскрашенной доске выложить диагональ, вертикаль, горизонталь  из черных квадратов

«Пешки-бойцы» Мини-игра одними  пешками. Задача -ликвидировать все пешки противника.

«Слон-гонщик» Задача: провести слона от одной обозначенной на доске  точки до другой, соблюдая правила хода коня  (принцип лабиринта)

«Загадочные линии» На шахматной доске нарисованы  цветные  линии. Необходимо догадаться, какая фигура ходит по какой  линии.

https://multiurok.ru/files/perechen-igrovykh-uprazhnenii-po-priobshcheniiu-de.html

Загадки про шахматы

На квадратиках доски 
Короли свели полки. 
Нет для боя у полков 
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Вся доска в квадратиках, 
На них - полно солдатиков. 
Нет патронов у солдат, 
Но поставят шах и мат. (Шахматы)

Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой? (Шахматный конь) 

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…  (Пешки) 

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -… (Слон) 

https://www.maam.ru/detskijsad/zagadki-o-shahmatnyh-figurah.html

Приключения шахмат

Однажды белые шахматы переселились на новое место в Белый замок. Непривычно на новом месте шахматам - очень темно и очень страшно. Замок этот наполнен всякими шорохами, стуками и в нём живут приведения. Все белые шахматы, за исключением Ферзя, очень боятся. Бедная белая Ладья, вспомнила она про шашки и стала просить остальные фигуры поиграть и все тут же согласились, потому что было очень страшно. И в этот самый момент на фигуры повеяло ужасом, потому, что они увидели, как прямо на них летело приведение. Всем показалось, что оно хочет забрать их с собой. Однако Ферзь один не испугался и ударил по приведению, и фигуры увидели приведение, упавшее на пол. Рядом с приведением фигуры увидели записку, в которой было написано, что кому-то нужна помощь. Белые шахматы, взяв с собой шашки и найденную записку, решили пойти в тайную комнату и постараться выяснить, кто нуждается в помощи.

В тайной комнате было светло. Белые шахматы долго осматривались и увидели зеркало. В зеркале отражалось три прохода. Немного посовещавшись, фигуры решили пойти в левый проход. Только последняя шахматная фигура переступила край зеркала, как они поняли, что оказались у входа в Белый замок, и тут шахматы догадались, что это то самое место, где они закончили последнюю битву с черными фигурами.
Предводитель белых шахмат задумчиво оглядел поле, открывавшееся перед фигурами, на противоположной стороне которого виднелись силуэты вечных соперников черных шахмат. В очередной раз команды белых и черных должны принять битву и разрешить вопрос кто же из них является победителем.

Стих о шахматах

Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей.

Сказка о путешествии шахмат по свету​

Вы ещё помните про царя? Так вот. Увлёкся царь игрой в шахматы, что и думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал их грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.
И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги. Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А там на великолепном резном столе стояли красивые шахматные фигуры.
Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного царя правилам игры.
Всем королям подарили по набору шахмат. Разъехались гости, и каждый увёз в свою страну прекрасную игру – шахматы. Преодолели шахматы и глубокие моря, и горячие пески. Долго-долго путешествовали они в Беларусь. Между Индией и нашей Республикой высокие горы и непроходимые леса.
Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шахматам на кораблях-ладьях через моря-океаны пришлось плыть.
В честь этого путешествия даже одна шахматная фигура стала называться ладьёй. Наконец, оказались шахматы в нашей Республике. И вскоре стали любимой игрой. 

Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы»  и многое другое.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком? 

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей .

Родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

·         Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

·         Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

·         Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Правила игры в шахматы

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название        сохранившиеся и поныне. 

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.
Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий